Статьи
Как искусство может лечить? Немного про арт-терапию
2020-07-03 15:52:16
Согласно докладу Всемирной Организации Здравоохранения за 2014 год, одна четвертая часть населения земного шара, подвержена риску развития проблем с психическим здоровьем в течение своей жизни. Даже одна пятая часть детей и подростков подвержена этому недугу. Войны, невзгоды, дискриминация, стихийные бедствия и болезни, такие как COVID-19, еще больше усугубляют эти неудовлетворенные потребности в психосоциальной поддержке.
Оскар Уайльд однажды сказал: "Человек меньше всего похож на самого себя, когда говорит от своего лица. Дайте ему маску, и он скажет вам правду." Искусство предоставляет способ передачи информации в том случае, когда слов может быть недостаточно. Люди развивали художественное самовыражение, как творческий инструмент для адаптации к изменяющимся условиям и для решения проблем. Другие ученые утверждали, что искусство является неотъемлемой частью человеческого функционала, который помогает выжить. Арт-терапевты, тратили десятилетия, пытаясь понять как можно использовать искусство в лечебных целях.
Профессиональная арт-терапия началась в середине 20-го века в качестве восстановительной, и позволяла людям выражать себя невербальными способами, такими как рисование и живопись. Ведь многие травмы влияют на речевые центры мозга и могут ограничить эффективность традиционных методов лечения, основанных на разговоре. Толчком к созданию современной арт-терапии в США и Европе послужили потребности в лечении ветеранов двух мировых войн, страдающих от посттравматического стресса, а также увеличивающееся количество “особых” детей и подростков.
Несмотря на широкое применение арт-терапии и распространенную веру в то, что искусство поддерживает психическое здоровье, многие утверждения о том, что создание произведений искусства может помочь людям, считаются шуткой. Многие арт-терапевты работают над научными доказательствами того, что творчество может исцелять.
Взрослые, как правило, испытывают сложные чувства по отношению к искусству. Распространенные реакции варьируются от пренебрежения и насмешки до благоговения, а иногда и стыда, из-за отсутствия собственных художественных навыков. С другой стороны, маленькие дети обычно рисуют, поют и танцуют, не заботясь о своих способностях. Эта свобода и радость часто теряются по мере того, как мы растем и начинаем осознанно оценивать качество нашего искусства. Слишком часто мы становимся зрителями чужого, вместо того, чтобы самим творить, и теряем многие преимущества творческого самовыражения. Арт-терапевты наставляют людей на путь творчества, который поддерживает психическое здоровье и помогает людям справляться с жизненными трудностями. В Соединенных Штатах насчитывается более 6000 дипломированных арт-терапевтов, и эта цифра неуклонно растет во всем мире.
Арт-терапия основана на предположении, что у каждого человека есть способности к творческому самовыражению. Задача врачей заключается в том, чтобы создать безопасную среду, которая позволит пациентам, выражаться и общаться, не беспокоясь о том, имеют ли они хорошие навыки. Клиницисты арт-терапии фокусируются на процессе создания, а не полученном материале. Это позволит иметь представление о ситуации в которой оказался пациент и поможет развить их внутреннюю эмоциональную устойчивость.
Арт-терапевты могут направить дезадаптивные или опасные инстинкты в творческие продукты, которые позволяют пациентам лучше излагать свои мысли посредством эмоций. Они направляют человека к тому, что рисковать в искусстве лучше, чем своей жизнью в реальности. Творчество удовлетворяет потребность мозга в новизне, без ущерба для личной безопасности. Например, вместо того, чтобы избить другого человека, тот у кого склонность к насилию может работать с такими материалами, как глина или дерево, которые будут поглощать их энергию и преобразовывать ее в произведения искусства.
В начале 2000-х, во время работы с подростками в специальной средней школе в Пенсильвании, арт-терапевты наблюдали как школьники часто создавали социально неприемлемые объекты, такие как глиняные пенисы и наркотические принадлежности, во время творческих сеансов. Таким образом, подростки могли визуально выразить свои семейные проблемы и проблемы тесно связанные с их возрастом, которые привели их в специальную школу.
Чтобы доказать, что арт-терапия может лечить, проводились специальные исследования. Создавалось две группы, выбирали людей у которых не было каких-либо заболеваний. В одной испытуемые занимались терапией индивидуально вместе с преподавателем, а другие в одиночку. Было обнаружено, что люди, которые работали с арт-терапевтом, имели более низкий уровень кортизола (гормона стресса). Так же такие пациенты сообщали об улучшении настроения, самоэффективности и более низком уровне подверженности стрессу, чем те, кто занимался искусством в одиночку.
Считается, что арт-терапия влияет на целый ряд функций человека, включая самовосприятие и межличностные взаимодействия. Даже 45-минутная творческая активность может изменить психическое состояние человека. Такие действия как покраска, могут помочь уменьшить стресс и негативные чувства. Работа с арт-терапевтом делает еще больше, она может значительно поднять позитивное настроение и повысить такой показатель как уверенность в себе.
После исследований со здоровыми людьми ученые захотели проверить, какой эффект будет у больных раком, и у тех, кто ухаживающие за ними, то есть у людей чья жизнь и работа связанна с постоянным стрессом. В 2017 году при финансовой поддержке Национального фонда исследовательских лабораторий искусств, было организовано арт-терапевтическое исследование в отделении лучевой онкологии одной крупной городской больницы. 22 пациентам и 34 опекунам, были предложены индивидуальные 45-минутные сеансы раскрашивания или свободного творчества с арт-терапевтом. Между тем пациентам устраивали специальные тесты до и после сеансов. Выяснилось, что все участники начали чувствовать себя более позитивно, менее напряженно, у них убавилась тревожность и поднялась уверенность себе. Некоторые пациенты описывали эти сеансы как один из немногих моментов отдыха от их перегруженного графика лечения.
Также выяснилось, что опекуны начали чувствовать себе менее уставшими. Многие из них отметили, что эти занятия отвлекает их от повседневных забот и позволяет им расслабиться. Кроме того, арт-терапевтическая сессия была первым случаем, когда некоторые участники решили обсудить психологические проблемы в связи с заболеванием раком. Люди открывались и начинали разговоры с незнакомыми людьми после сеансов рисования, чего они не могли бы сделать до этого.
В рамках проекта по оказанию помощи пострадавшим военнослужащим арт-терапевт Мелисса Уокер из Национального военно-медицинского центра Уолтера Рида, обнаружила, что искусство может помочь людям, получившим черепно-мозговую травму и решить свои проблемы с идентификацией личности. Пострадавшие военнослужащие создавали картины, скульптуры, которые позволял им подолгу работать руками, тем самым выражая и передавая мысли и чувства, которыми до этого они не могли поделиться.
Участники проекта сообщили, что творческое самовыражение изменило их восприятие самих себя, их отношений и жизненные позиции. С помощью искусства они смогли постепенно начать более открыто говорить о своих проблемах и переживаниях. Арт-терапия также может помочь ветеранам справиться с изоляцией и отчуждением, которое многие чувствуют после возвращения домой из долгой командировки.
Так же было обнаружено, что пациенты, которые создавали фрагментированные образы, были больше подвержены психическим заболеваниям, в то время как те, кто создавал цельные, с большей вероятностью, демонстрировали признаки улучшения психологического здоровья.
Современные цифровые медиа-технологии расширяют возможности арт-терапевтов для общения с клиентами, включая использование телемедицины. В отличие от традиционных медиа, цифровые художественные медиа-интерфейсы позволяют использовать широкий спектр средств для создания произведений искусства, включая скульптуру и рисование в 3D-измерении. Участники могут легко создавать или редактировать образы, которые не существуют или не могут существовать в реальной жизни, при этом делая их объемными. К сожалению, у данной техники есть недостаток, а именно нехватка тактильных ощущений от самого процесса производства.
Виртуальная реальность предоставляет альтернативную вселенную, где участники могут перемещаться между объектами, создавать структуры, которые бросают вызов гравитации, и входить и выходить из своих творений. После процесса творчества в таком пространстве люди часто чувствуют прилив энергии, которую раньше они не ощущали. Хотя эти цифровые впечатления и неосязаемы, они могут помочь людям по-новому оценить физический мир. И тут на помощь приходит такая технология, как 3D-печать. Вскоре она поможет воплотить в реальности произведения созданные в VR.
За последние полвека арт-терапия превратилась из инструмента для удовлетворения потребностей людей сталкивающихся со сложностями и травмами, в способ укрепления здоровья и психологического благополучия посредством художественного самовыражения. Думаю этот способ реабилитации ждёт успешное и светлое будущее.
Комментарии (0)
Комментарии отсутствуют!